
Главная
Заем в иностранной валюте
По общему правилу резиденты Российской Федерации не имеют права заключать договоры займа в иностранной валюте, за исключением следующих случаев:
- одной из сторон договора является нерезидент. Если сумма займа эквивалентна 3 млн руб. и более, сторона-резидент должна поставить договор займа на учет в уполномоченном банке. В этом случае проводить расчеты по договору можно через свои счета, открытые в любом уполномоченном банке и (или) банке-нерезиденте, и (или) в наличной форме с учетом особенностей.
При этом необходимо иметь в виду, что валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, могут осуществляться только на основании разрешений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Если заимодавец - иностранный кредитор, связанный с недружественными странами (подконтрольное ему лицо), то при определенных условиях исполнять заем нужно с учетом специальных временных правил.
- стороны являются уполномоченными банками, имеющими лицензию Банка России на осуществление валютных операций. Такие банки от своего имени и за свой счет без ограничений предоставляют друг другу валютные кредиты.
- сторонами выступают банки, имеющие лицензию Банка России на осуществление валютных операций, и резиденты РФ. Валютные кредиты и займы предоставляются без ограничений.
Если резиденты РФ заключили договор денежного займа в иностранной валюте и нарушили при этом требования валютного законодательства, такой договор может быть признан недействительным (ст. 168 ГК РФ).
Для правильного обозначения иностранной валюты в договоре займа рекомендуется пользоваться Общероссийским классификатором валют.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.
Какие условия договора займа считаются существенными
Сумма займа является единственным существенным условием договора денежного займа между юридическими лицами. Это следует из п. 1 ст. 807 ГК РФ. Поэтому в договоре необходимо четко указать эту сумму.
Существенными являются также те условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Договор денежного займа может быть признан незаключенным, если в нем не определено, какая сумма передается заемщику. Дело в том, что в этом случае предмет договора будет не согласован.
По незаключенному договору между сторонами не возникает взаимных прав и обязанностей. Кроме того, сторона может обратиться в суд для признания договора незаключенным.
Если в договоре не определена сумма займа, но доказана реальная передача денежных средств, то такой договор может быть признан заключенным именно на переданную сумму.
Исходя из п. 3 ст. 432 ГК РФ заемщик, принявший от заимодавца сумму займа либо иным образом подтвердивший действие договора, не вправе требовать признания договора незаключенным, если с учетом конкретных обстоятельств такое требование противоречит принципу добросовестности. Поэтому для заимодавца и заемщика важно правильно оформить фактическую передачу займа. Законом не предусмотрен какой-либо специальный документ, выдаваемый в подтверждение его передачи. Наименее рискованным для заимодавца способом является безналичное перечисление суммы займа и получение заверенного банком платежного поручения, когда в назначении платежа указана ссылка на договор займа.
Если доказано, что денежные средства передавались заемщику, а факт достижения между сторонами соглашения по передаче заимодавцем в собственность заемщика определенной денежной суммы с условием последующего возврата не доказан, то правоотношений займа между сторонами также не возникает.
В судебной практике встречается мнение, что достижение соглашения об обязанности заемщика возвратить полученные денежные средства требуется для квалификации отношений в качестве заемных.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.
В каких случаях недвижимость (в том числе земельные участки, дома, квартиры) можно продать по цене ниже рыночной стоимости
Вы можете это сделать во всех случаях, кроме тех, когда обязанность определить цену недвижимости в размере рыночной стоимости или не ниже нее установлена нормативным актом.
Например, если уполномоченный государственный или муниципальный орган принимает решение не устанавливать начальную цену продажи земельного участка на аукционе в размере его кадастровой стоимости, он должен провести оценку его рыночной стоимости (п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ). Начальная цена продажи на аукционе земельного участка единого института развития также устанавливается по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка (п. 11 ст. 16.1 Федерального закона N 161-ФЗ). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований законодательства, посягают на публичные интересы и являются ничтожными (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
В некоторых ситуациях продажа недвижимости по цене ниже рыночной может привести к нарушению интересов третьих лиц. Это могут быть, в частности:
• случаи продажи имущества хозяйственного общества, при которых могут быть нарушены права его участников (акционеров). Такие сделки могут быть признаны недействительными, например, как совершенные с нарушением требований к порядку одобрения крупных сделок или сделок с заинтересованностью, либо это может послужить основанием для возмещения причиненных обществу убытков или исключения из общества виновного участника (акционера);
• случаи продажи имущества должника с нарушением прав его кредиторов. Например, если недвижимость была продана в течение одного года до принятия заявления о признании собственника банкротом или после принятия заявления и при этом цена его продажи оказалась существенно ниже рыночной стоимости, это может являться основанием для признания сделки недействительной либо для привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности. Сделка, при совершении которой допущено злоупотребление правом, может быть квалифицирована судом как ничтожная и по общим основаниям гражданского законодательства.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.
Как срок договора аренды недвижимого имущества влияет на необходимость его регистрации
Основной принцип состоит в том, что регистрировать нужно долгосрочные договоры аренды недвижимости со сроком не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53).
Разберем подробнее варианты, которые часто используют на практике:
- одиннадцать месяцев или менее. В этом случае договор регистрировать не нужно, так как его срок менее года. Не рекомендуем указывать срок по формуле «один год минус один-два дня». На практике сроки могут считать по-разному. Лучше указать одиннадцать месяцев, чтобы точно не ошибиться в расчетах;
Примеры формулировки условия:
«Договор аренды нежилого помещения действует 11 месяцев со дня его заключения».
«Срок аренды нежилого помещения - 11 месяцев со дня передачи помещения по акту приема-передачи».
- один год или более (не менее года). Такой договор надо регистрировать. Обратите внимание, что срок с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (31-го) числа предыдущего месяца следующего года считают равным году (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Равным году могут посчитать и срок, начало которого приходится на определенную дату, например 27 марта 2024 г., а окончание - на предшествующую дату следующего года - 26 марта 2025 г.
Примеры формулировки условия
«Договор аренды здания действует с 1 апреля 2024 г. до 31 марта 2025 г.».
«Срок аренды здания - один год с момента передачи здания по акту приема-передачи».
Учтите, если срок действия вашего договора будет не менее года, а срок аренды меньше года, договор все равно придется регистрировать по смыслу п. 2 ст. 651 ГК РФ;
- условие договора аренды о неопределенном сроке. Чтобы его правильно сформулировать, рекомендуем так и написать, что договор заключен на неопределенный срок, в этом случае договор не нужно регистрировать.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.
Особенности направления заявок о включении в перечень компаний легкой промышленности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2024 № 1447 изменены правила формирования перечня хозяйственных обществ, партнерств, осуществляющих деятельность по производству одежды, текстильных, кожаных изделий и имеющих среднесписочную численность работников свыше 250 человек, но менее 1 000 человек.
В целях включения организации в названный перечень с 06.11.2024 необходимо направить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации электронную через государственную информационную систему промышленности (gisp.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заявку в порядке, определенном Правилами формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют
в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1412.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.
Пожарный надзор
Правительством Российской Федерации 15.11.2024 внесены изменения
в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290.
В соответствии с нововведениями организованное в рамках предмета федерального государственного пожарного надзора профилактическое мероприятие либо контрольное (надзорное) мероприятие проводится
в отношении одного объекта надзора, который находится во владении и (или)
в пользовании контролируемого лица (контролируемых лиц) и к которому предъявляются требования пожарной безопасности.
Наряду с иными основаниями для осуществления фото-, видеофиксации нарушений обязательных требований проведение названных мероприятий введено при воспрепятствовании владельцами объектов проведению профилактических мероприятий.
Исключено проведение плановых инспекционных визитов на объектах, отнесенных к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска. Реализация плановых мероприятий возможна в рамках рейдовых осмотров и выездных проверок.
Документом также заменены критерии добросовестности для объектов транспортной инфраструктуры, общественного и жилого назначения, а также для производственных объектов и наружных установок.
Начало действия изменений – 24.11.2024.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.